Измерение элементов движения ВС
Измерение скорости. Для измере — ПІЯ скорости полета в аниации наиболее широкое применение иашел азродииамический метод, при котором определяют давление встречного по
тока воздуха (скоростной иапор), равного разности полного к статического давления атмосферы на высоте полета. Скоростной напор определяет аэродинамические характеристики ВС (подъемную силу, лобовое сопротивление), поэтому приборные скорости Кар используются в основном при пилотировании.
В навигации используется истинная воздушная скорость 1 и. Она функционально связана с приборной, однако ее значение зависит также от давления и температуры воздуха. С подъемом на высоту давление атмосферы понижается, что приводит к росту истинной скорости полета На высоте 12 000 м истинная скорость превышает приборную вдвое. Чтобы определить истинную скорость полета, учитываются инструментальная ДКМ, аэродинамическая ДУа и методическая ДКм=/(7’врн) поправки
Vu К11Р + ЛКИ + ДКМ, Ка
Инструментальная поправка выбирается из соответствующего графика или таблицы. Учет методиче ской поправки производится с помощью навигационной линейки НЛ 10м (см. рис. 5.1) одновременно с расчетом истинной воздушной скорости. Ключ для расчета приведен на рис. 6.2. a
Комбинированный указатель скорости КУС-7301100 устроен так, что широкая стрелка показывает приборную скорость, а узкая — истинную, соответствующую стандартной атмое-
фере Укус. Учет методической поправки от несоответствия фактической температуры от стандартной производится на НЛ-10м (рис. 6.2,6), но вместо шкалы 12 используется шкала 13
На скоростях полета, Слизких к скорости звука а = 20.05 } 7 Н вместо приборной скорости для пилотирования ВС пользуются числом M=VvJa, которое зависит от скоростного напора и давления иа высоте полета, но не зависит от температуры атмосферы.
Измерение ускорения ВС. Последние годы начал развиваться новый метод определения элементов движения ВС и пройденного расстояния, заключающийся в измерении ускорений ВС с последующим интегрированием его по времени. Реализуется данный метод в инерциальных навигационных системах (ИНС). Измерение ускорений ВС производится с помощью специальных устройств, называемых акселерометрами. В инерциальных системах обычно измеряется не сам вектор ускорения, а его составляющие по осям координат, для чего акселерометры и ориентируются вдоль этих направлений.
При полете в гравитационном ноле земли ВС испытывает воздействие силы тяжести. Действие этой силы иа акселерометр по своему характеру не отличается от действия сил инерции. Эго приводит к тому, что при наклоне измерительной оси акселерометра относительно горизонтальной плоскости к динамическому ускорению присоединяется составляющая ускорения силы тяжести
яИ1М асоьа—р sin а. (0.3)
Для исключения гравитационной составляющей широкое применение в МНС получил способ точного нивели ронания — «выставки» плоскости измерения и непрерывной автоматической коррекции ее горизонтального положения в процессе полета.
Инерциальная система подвержена ошибкам измерения, источниками появления которых являются инструментальные погрешности и ошибки начальной выставки гиронлатформы по горизонту и по азимуту. Отличительной особенностью погрешностей
МИС является колебательный характер их во времени. Период колебания равен 64 мин.