Измерение элементов движения ВС

Измерение скорости. Для измере — ПІЯ скорости полета в аниации наи­более широкое применение иашел азродииамический метод, при котором определяют давление встречного по­
тока воздуха (скоростной иапор), равного разности полного к статиче­ского давления атмосферы на высоте полета. Скоростной напор определя­ет аэродинамические характеристики ВС (подъемную силу, лобовое сопро­тивление), поэтому приборные скоро­сти Кар используются в основном при пилотировании.

В навигации используется истин­ная воздушная скорость 1 и. Она функционально связана с приборной, однако ее значение зависит также от давления и температуры воздуха. С подъемом на высоту давление ат­мосферы понижается, что приводит к росту истинной скорости полета На высоте 12 000 м истинная скорость превышает приборную вдвое. Чтобы определить истинную скорость поле­та, учитываются инструментальная ДКМ, аэродинамическая ДУа и мето­дическая ДКм=/(7’врн) поправки

Vu К11Р + ЛКИ + ДКМ, Ка

Инструментальная поправка вы­бирается из соответствующего гра­фика или таблицы. Учет методиче ской поправки производится с по­мощью навигационной линейки НЛ 10м (см. рис. 5.1) одновременно с расчетом истинной воздушной ско­рости. Ключ для расчета приведен на рис. 6.2. a

Измерение элементов движения ВС

Комбинированный указатель ско­рости КУС-7301100 устроен так, что широкая стрелка показывает прибор­ную скорость, а узкая — истинную, соответствующую стандартной атмое-

фере Укус. Учет методической поправ­ки от несоответствия фактической температуры от стандартной произво­дится на НЛ-10м (рис. 6.2,6), но вме­сто шкалы 12 используется шка­ла 13

На скоростях полета, Слизких к скорости звука а = 20.05 } 7 Н вместо приборной скорости для пилотирова­ния ВС пользуются числом M=VvJa, которое зависит от скоростного напо­ра и давления иа высоте полета, но не зависит от температуры атмосферы.

Измерение ускорения ВС. Послед­ние годы начал развиваться новый метод определения элементов движе­ния ВС и пройденного расстояния, заключающийся в измерении ускоре­ний ВС с последующим интегрирова­нием его по времени. Реализуется данный метод в инерциальных нави­гационных системах (ИНС). Измере­ние ускорений ВС производится с по­мощью специальных устройств, назы­ваемых акселерометрами. В инерци­альных системах обычно измеряется не сам вектор ускорения, а его со­ставляющие по осям координат, для чего акселерометры и ориентируются вдоль этих направлений.

При полете в гравитационном но­ле земли ВС испытывает воздействие силы тяжести. Действие этой силы иа акселерометр по своему характеру не отличается от действия сил инерции. Эго приводит к тому, что при накло­не измерительной оси акселерометра относительно горизонтальной плоско­сти к динамическому ускорению при­соединяется составляющая ускорения силы тяжести

яИ1М асоьа—р sin а. (0.3)

Для исключения гравитационной составляющей широкое применение в МНС получил способ точного нивели ронания — «выставки» плоскости из­мерения и непрерывной автоматиче­ской коррекции ее горизонтального положения в процессе полета.

Инерциальная система подверже­на ошибкам измерения, источниками появления которых являются инстру­ментальные погрешности и ошибки начальной выставки гиронлатформы по горизонту и по азимуту. Отличи­тельной особенностью погрешностей

МИС является колебательный харак­тер их во времени. Период колебания равен 64 мин.